мы формируем навык эффективности
умение делать правильные вещи правильно
Тренинг центр
бизнес обучения и подготовки
руководителей
(495) 767-06-15

Цитаты

Читать все цитаты
Архив цитат

Георгий Гурджиев
Но если человек знает, как быть искренним с собой, искренним не в обычном понимании этого слова, но беспощадно искренним, тогда на вопрос: «Что вы собой представляете?»— он не будет ожидать утешительного ответа. Итак, не ожидая, пока Вы наберетесь опыта в том, о чем я говорю, я предлагаю для лучшего понимания сказанного мной каждому задать себе вопрос: «Кто я?» Я уверен, что 95% из вас будет озадачено этим вопросом и ответит вопросом на вопрос: «Что вы имеете в виду?». Это докажет, что человек всю свою жизнь жил, не задаваясь этим вопросом, принимал как аксиому, что он «что-то», даже что-то очень значительное, что никогда не подвергал сомнению. В то же время он не может объяснить другому, что это «что-то» означает, не способен передать даже хоть какую-нибудь идею относительного этого, поскольку он не знает, что это. Есть ли в действительности причина, из-за которой он не знает, что это «что-то» не существует, а просто подразумевается, что существует? Не странно ли, что люди уделяют так мало внимания себе в смысле самопознания?
Взгляды из реального мира
Но если человек знает, как быть искренним с собой, искренним не в обычном понимании этого слова, но беспощадно искренним, тогда на вопрос: «Что вы собой представляете?»- он не будет ожидать утешительного ответа. Итак, не ожидая, пока Вы наберетесь опыта в том, о чем я говорю, я предлагаю для лучшего понимания сказанного мной каждому задать себе вопрос: «Кто я?» Я уверен, что 95% из вас будет озадачено этим вопросом и ответит вопросом на вопрос: «Что вы имеете в виду?».  Это докажет, что человек всю свою жизнь жил, не задаваясь этим вопросом, принимал как аксиому, что он «что-то», даже что-то очень значительное, что никогда не подвергал сомнению. В то же время он не может объяснить другому, что это «что-то» означает, не способен передать даже хоть какую-нибудь идею относительного этого, поскольку он не знает, что это. Есть ли в действительности причина, из-за которой он не знает, что это «что-то» не существует, а просто подразумевается, что существует?  Не странно ли, что люди уделяют так мало внимания себе в смысле самопознания? Не странно ли, с каким унылым самодовольством они закрывают глаза на то, что они действительно представляют, и проводят свои жизни в приятном убеждении, что они представляют собой что-то значительное?  Они не могут увидеть раздражающую пустоту, скрытую за разрисованными фасадами, созданными их самозаблуждением, и не понимают, что эта значимость чисто условна. Правда, это не всегда так. Не все смотрят на себя так поверхностно. Действительно, существуют пытливые умы, которые страстно стремятся постичь суть души, найти ее, стремятся решить жизненные проблемы, проникнуть в сущность вещей и явлений, проникнуть в себя. Если человек рассуждает и думает нормально, независимо от того, как он решает свои проблемы, он должен неизбежно вернуться назад и начать с решения проблемы, что он собой представляет, и каково его место в окружающем мире. Без этого знания у него не будет цели в его поиске.
 

Слова Сократа «Познай себя» остаются в силе для всех тех, кто ищет истинное знание и бытие.

 
Я только что использовал новое слово — «бытие». Чтобы убедиться, что мы все понимаем под этим одно и то же, я скажу для пояснения несколько слов.  Мы только что подвергли сомнению, действительно ли человек думает о себе то, что он в действительности представляет, и вы спросили себя, что вы представляете собой. Этот — доктор, тот — инженер, тот — артист. Действительно ли мы то, что мы о себе думаем? Можем ли мы отождествлять личность каждого с его профессией, опытом, который дала ему эта профессия или подготовка?

 

 
            Каждый человек приходит в этот мир как чистый лист бумаги. Затем люди и обстоятельства вокруг него начинают, соперничая, марать этот лист и покрывать его надписями. Образование, формирование морали, информация, которую мы называем знанием, все чувства: долга, чести, совести и так далее входят сюда.
 
И все они утверждают, что методы, принятые для прививания этих побегов, известных как «человеческая личность», к стволу являются бесспорными и безошибочными. Постепенно лист измазывается. И чем больше лист измазан так называемым «знанием», тем более умным считается человек. Чем больше записей есть в месте, называемом «долг», тем более честным называют обладателя. И так со всем. А сам грязный лист, видя, что люди считают его «грязь» достоинством, считает себя значительным. Это пример того, что мы называем «человеком», к которому мы часто даже добавляем такие эпитеты как «талант» и «гений». Все же наш «гений» будет иметь скверное настроение весь день, если не находит свои шлепанцы около кровати, когда просыпается утром.Человек не свободен ни в своих проявлениях, ни в своей жизни. Он не может быть ни тем, кем он хочет, ни тем, кем он себя представляет. Он не похож на свой собственный автопортрет, и слова «человек — венец творения» не применимы к нему. Человек — это звучит гордо, но мы должны спросить себя, какой человек? Конечно, не тот человек, который раздражается по пустякам, который обращает внимание на нестоящие мелочи и всюду сует свой нос.
       

Чтобы иметь право называть себя человеком, надо быть человеком, а это «бытие» приходит только через самоосознание и работу над собой в направлении, которое становится понятным через самопознание.

 

 
Пробовали ли вы мысленно наблюдать себя, когда ваше внимание не отвлечено какой-нибудь проблемой? Я полагаю, большинство из вас знакомо с этим, хотя, возможно, только немногие систематически наблюдали за собой. Вы без сомнения знаете, что мы мыслим случайными ассоциациями, когда наша мысль соединяет вместе разрозненные сцены и воспоминания, когда все, что попало в поле нашего внимания или просто слегка касается его, вызывает эти случайные ассоциации в нашем мышлении. Кажется, что вереница мыслей тянется непрерывно, сплетая вместе фрагменты восприятий, полученных из разных воспоминаний. Эти воспоминания всплывают и разворачиваются, когда наш мыслительный аппарат ловко ткет нити мыслей непосредственно из этого материала. Записи наших чувств вращаются точно также: приятные и неприятные, радостные и печальные, веселые и грустные, наслаждения и боли, симпатии и антипатии. Вы слышите собственную похвалу, и вы довольны. Кто-то порицает вас — и ваше настроение испорчено, что-то новое захватывает ваше внимание и немедленно заставляет вас забыть то, что интересовало вас мгновение назад. Постепенно ваш интерес привлекает вас к новому до такой степени, что вы погружаетесь в него с головой. Внезапно это пропадает, вы исчезли, вы привязаны к этой вещи и развращены ею; в действительности, она обладает вами, она пленила вас, и это безумное увлечение, эта способность быть очарованным в разных формах свойственна каждому из нас. Это связывает нас и лишает наше бытие свободы. Тем же образом оно забирает нашу силу и наше время, лишая нас возможности быть объективным и свободным — двух существенных качеств для каждого, кто решил следовать по пути самопознания. Мы должны бороться за свободу, если мы боремся за самопознание. Задача самопознания и дальнейшего саморазвития имеет такую важность и серьезность, она требует такой интенсивности усилий, что для достижения ее любой старый путь и любая другая вещь невозможны. Человек, который решает эту задачу, должен сделать ее главной в жизни, которая не настолько длинна, чтобы тратиться по пустякам. Что может позволить человеку проводить свое время с пользой, если не свобода от всех его привязанностей? Свобода и серьезность. Не та серьезность, которая видна в насупленных бровях, сжатых губах, скупых жестах и словах, цедимых сквозь зубы, но та серьезность, которая подразумевает твердое намерение и целеустремленность в поиске, интенсивность и постоянство в нем так, что человек даже во время отдыха продолжает решать свою главную задачу. Спросите себя, свободны ли вы? Многие готовы ответить «да», если они относительно обеспечены материально и не должны беспокоиться о завтрашнем дне, если они не зависят ни от кого в средствах существования или выборе условий жизни. Но свобода ли это? Может это вопрос внешних условий? Предположим, у вас много денег. Вы живете в роскоши и пользуетесь всеобщим почетом и уважением. Люди, которые занимаются вашим хорошо организованным бизнесом, абсолютно честны и преданы вам. Одним словом, у вас хорошая жизнь. Возможно, вы и сами так думаете и считаете себя абсолютно свободным, и все оставшееся время принадлежит вам. Вы покровитель искусств, вы решаете мировые проблемы за чашкой кофе, и, может быть, даже интересуетесь развитием скрытых духовных сил, проблемы духа не чужды вам, и вы погружены в философские идеи. Вы образованы и начитаны. Обладая эрудицией во многих областях, вы считаетесь умным человеком, в любом деле вы легко добиваетесь успеха, вы — образец культурного человека, вам можно завидовать. Утром вы встаете под впечатлением от дурного сна. Легкая угнетенность прошла, но оставила после себя некоторую усталость и неуверенность движений. Вы подходите к зеркалу, чтобы причесаться, и случайно роняете расческу. Вы поднимаете ее, отряхиваете с нее пыль и роняете снова. На этот раз вы поднимаете ее второпях и из-за этого роняете в третий раз. Вы пытаетесь поймать ее в воздухе, но вместо этого она летит к зеркалу. Напрасно вы прыгаете, чтобы поймать ее. Удар!.. Паутина трещин появляется в старинном зеркале, которым вы гордились. Ад! В вас нарастает раздражение. Вам хочется выместить его на ком-то. Вы обнаруживаете, что ваш слуга забыл положить газету около вашего утреннего кофе, чаша вашего терпения переполняется, и вы решаете, что больше не можете выносить этого несчастного человека в своем доме. Время выходить. Погода отличная, вам нужно недалеко, и вы решаете идти пешком, а ваш автомобиль следует сзади. Яркое солнце несколько успокаивает вас. Ваше внимание привлекает толпа вокруг человека, лежащего без сознания на мостовой. С помощью зевак швейцар усаживает его в такси и отправляет в больницу. Заметьте, как странно знакомое лицо водителя связано в ваших ассоциациях и напоминает вам несчастный случай в прошлом году. Вы возвращались домой с дружеской вечеринки по случаю дня рождения. Какой там был восхитительный торт! Ваш слуга, забывший газету, испортил вам завтрак. Почему бы не исправить это сейчас? В конце концов, пирожное и кофе — это здорово! Вот фешенебельное кафе, где вы когда-то были с друзьями. Но почему вы вспоминаете о несчастном случае? Вы были уверены, что почти забыли об утренней неприятности... И действительно ли так вкусны теперь пирожное и кофе? Вы видите двух женщин за соседним столиком. Какая очаровательная блондинка! Она поглядывает на вас и шепчет подруге: «Мне нравятся такие мужчины!» Конечно же, не стоит расстраиваться и обращать внимание на неприятности. Вы заметили, как изменилось ваше настроение после встречи с блондинкой? Вы возвращаетесь домой, напевая веселую мелодию, и даже разбитое зеркало вызывает только улыбку. Но как то дело, ради которого вы выходили из дому утром? Вы только что вспомнили о нем... Вот так!Однако ничего страшного. Вы можете позвонить. Вы снимаете трубку, и телефонистка дает вам неверный номер. Вы звоните снова и набираете тот же номер. Кто-то резко замечает, что вы его утомляете, вы говорите, что это не ваша ошибка, начинается препирательство, и вы с удивлением узнаете, что вы дурак и идиот, и что если вы позвоните снова... Скомканный ковер под вашими ногами раздражает вас, и вам нужно слышать, каким тоном вы выговариваете слуге, подающему вам письмо. Это письмо от человека, которого вы уважаете, чьим мнением дорожите. Содержание письма настолько успокаивает вас, что ваше раздражение постепенно утихает и сменяется спокойствием. Вы заканчиваете читать письмо в хорошем расположении духа. Я мог бы продолжить это описание вашего дня. Вы свободный человек. Но, возможно, вы думаете, что я преувеличил. Нет, это правдивая история, взятая из жизни. Это был день из жизни человека, хорошо известного на родине и за границей, день, вспомненный и описанный им в тот же вечер, как яркий пример ассоциативного мышления и восприятия. Скажите мне, где свобода, когда люди и вещи владеют человеком до такой степени, что он теряет душевное равновесие, забывает про бизнес и про себя? Может ли быть в этом человеке, подверженном таким перепадам настроения, серьезное стремление к поиску себя? Сейчас вы лучше понимаете, что человек не обязательно должен быть таким, каким он кажется. Что вопрос не только во внешних обстоятельствах и фактах, но и во внутреннем устройстве человека и его отношении к этим фактам. Но, возможно, это справедливо только по отношению к его ассоциациям, а в отношении вещей, которые он «знает», ситуация отличается?Но я спрашиваю вас, если по какой-то причине каждый из вас в течение нескольких лет не мог использовать свои знания на практике, сколько еще ждать? Не будут ли они подобны веществам, которые со временем высыхают и испаряются? Вспомните сравнение с чистым листом бумаги. И действительно, в жизни мы все время что-то узнаем и называем результаты этого изучения «знанием». И, несмотря на это знание, не часто ли мы убеждаемся в невежестве, удаленности от реальной жизни, и, следовательно, плохо приспособлены к ней? Мы — «полуобразованные», как головастики, или, чаще, просто люди с маленькими и неадекватными знаниями о многих вещах. В действительности это просто информация. Мы не может называть ее знанием, поскольку знание — неотделимое свойство человека; его не может быть больше или меньше. Для человека применимо «знает», только когда он «сам» есть это знание. Что касается ваших убеждений — разве вы никогда не знали, что они меняются? Не подвержены ли они изменениям, как и все остальное в нас? Не будет ли точнее назвать их мнениями, нежели убеждениями, зависимыми так же сильно от нашего настроения, как и от нашей информации, или, возможно, просто от состояния нашего пищеварения в данный момент? Каждый из вас скорее неинтересный пример оживленного автомата. Вы думаете, что «душа» и даже «дух» необходимы, чтобы делать то, что вы делаете, и жить, как вы живете. Но, возможно, достаточно иметь ключ для завода пружины вашего механизма. Ваша ежедневная порция пищи помогает вам завести вашу пружину и возобновить бесцельные проделки снова и снова. Из этого фона выбраны отдельные мысли, и вы пытаетесь соединить их в целое и представить его как ценность и вашу собственность. Мы также выбрали чувства и впечатления, настроения и опыт, и из этого всего мы сделали мираж внутренней жизни. Мы называем себя сознательными и разумными существами, говорим о Боге, вечности, вечной жизни и других высоких материях; мы говорим обо всем мыслимом, судим и обсуждаем, определяем и оцениваем, но мы умалчиваем о себе и о нашей реальной объективной значимости. Мы все убеждены, что если в нас чего-нибудь недостает, мы можем это приобрести. Если я хоть немного преуспел в пояснении того, какой хаос представляет из себя то, что мы называем человеком, вы сможете ответить себе на вопрос, в чем человек испытывает недостаток, и что он может получить, если он останется таким как есть, и какую ценность он может добавить к той ценности, которую он собой представляет. Я уже сказал, что есть люди, которые жаждут истины. Если они проанализируют жизненные проблемы и будут искренни с собой, то придут к выводу, что невозможно жить, как они жили, и быть тем, кем они были раньше. Что необходим выход из этой ситуации, и что человек не может развить свои скрытые возможности только путем очистки своей машины от грязи, набившейся в нее за время жизни. Но чтобы предпринять эту чистку рациональным способом, он должен видеть, что нужно чистить, где и как. Но увидеть это самому почти невозможно. Чтобы увидеть хоть что-нибудь из этого, человек должен смотреть снаружи, а для этого нужна помощь. Если вы помните пример идентификации, который я приводил, вы увидите, насколько слеп человек, когда он идентифицирует с собой свои настроения, чувства и мысли. Но ограничена ли наша зависимость от вещей только тем, что видно с первого взгляда? Эти вещи так заметны, что их нельзя не видеть. Вы помните, как мы говорили о человеческих характерах, грубо подразделяя их на хорошие и плохие? Когда человек собирается познать себя, он непрерывно находит новые сферы своей механичности - давайте, будем называть это автоматизмом - области, где его воля, его «я хочу» не имеет силы, области, не подвластные ему, настолько затуманенные и утонченные, что невозможно найти в них путь без помощи и авторитетного руководства того, кто ЗНАЕТ. Таково, вкратце, положение вещей в царстве самопознания: чтобы делать, вы должны знать, но чтобы знать, вы должны найти, как узнать. Мы не можем найти выход из этого сами.С самопознанием граничит другой аспект - саморазвитие. Давайте посмотрим, как обстоят дела здесь. Понятно, что человек, предоставленный сам себе, не может высасывать из пальца знание того, как развиваться, и еще менее - что конкретно ему в себе надо развивать… Постепенно, встречаясь с ищущими людьми, беседуя с ними и читая соответствующие книги, человек оказывается втянутым в круг вопросов саморазвития.  Посмотреть содержание курса тренингов на данную тему ...