мы формируем навык эффективности
умение делать правильные вещи правильно
Тренинг центр
бизнес обучения и подготовки
руководителей
(495) 767-06-15

Цитаты

Читать все цитаты
Архив цитат

П.Д.Успенский
Очень важный момент в этой работе над собой наступает тогда, когда человек начинает делать подлинное различие между своей личностью и сущностью. Подлинное "я" человека, его индивидуальность, произрастает только из его сущности. Можно сказать, что индивидуальность человека - это его сущность, выросшая и зрелая. Но дать сущности возможность расти, необходимо прежде всего ослабить постоянное давление, которое оказывает на нее личность, потому что сопротивляется росту сущности именно личность. Если мы рассмотрим среднего культурного человека, то увидим, что в большинстве случаев его личность представляет в нем активный элемент, а сущность - пассивный. Внутренний рост человека не может начаться, пока этот порядок вещей остается неизменным.
Вечный поиск прекрасного. Избранные труды.
"Вопрос о воле, о собственной воле и чужой воле гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Человек не имеет воли, достаточной для того, чтобы делать, то есть управлять собой и своими поступками, но ее достаточно для того, чтобы повиноваться другому человеку. Посмотреть содержание тренинга по личностному росту вы можете здесь... Только таким путем может он освободиться от закона случая. Другого пути нет. Я уже упоминал о судьбе и случайности в жизни человека. Теперь рассмотрим значение этих слов более детально. Судьба тоже существует, но не для всякого человека. Большинство людей отделено от своей судьбы; они живут только под властью случайности. 
Судьба - это результат влияния планет, которые соответствуют типу человека. 
О типах мы поговорим позднее; а сейчас вы должны уяснить одну вещь: человек может иметь судьбу, которая соответствует его типу, но практически он никогда ее не имеет. Это происходит потому, что судьба связана только с одной частью человека, а именно с его сущностью. Посмотреть содержание тренинга по личностному росту вы можете здесь...
Следует понять, что человек состоит из двух частей: сущности и личности. Сущность  - это то, что является для человека собственным. Личность - то, что является для него "чужим". 
"Чужое" означает то, что пришло извне, чему он научился, что в нем отражается, то есть следы внешних влияний, оставшихся в памяти и в ощущениях, выученные слова и движения, чувства, созданные подражанием, - все это "чужое", все это - личность... Маленький ребенок не имеет личности. Он представляет собой то, что он есть в действительности. Он и есть сущность. Его желания, вкусы, то, что он любит, и то, чего не любит, выражают его подлинное существо. Но как только начинается так называемое "воспитание", личность начинает расти. Личность создается отчасти намеренным влиянием других людей, то есть "воспитанием", а отчасти невольным подражанием взрослым со стороны самого ребенка. В создании личности большую роль играет также "противодействие" окружающим и попытки скрыть от них нечто "свое", "подлинное".
Сущность - это истинное в человеке; личность - нечто ложное. 
Но пропорционально росту личности сущность проявляется все реже, все слабее; и очень часто случается, что сущность останавливается в своем развитии в очень раннем возрасте и более не растет.  Посмотреть содержание тренинга по личностному росту вы можете здесь...  
Нередко бывает, что сущность взрослого человека, даже весьма интеллигентного  и "образованного" в обычном смысле слова, останавливается на уровне ребенка пяти или шести лет. 
Это значит, что все, видимое нам в этом человеке, на самом деле является для него "чужим". А собственное в человеке, то есть его сущность, обычно проявляется в инстинктах и простейших эмоциях. Однако бывают случаи, когда сущность человека растет параллельно его личности. Такие случаи являют собой редкие исключения, особенно в условиях культурной жизни. Сущность имеет больше шансов для развития у тех людей, которые живут в окружении природы, в трудных условиях непрерывной борьбы и опасностей.
Но, как правило, личность у таких людей развита очень слабо.  Посмотреть содержание тренинга по личностному росту вы можете здесь...   Они имеют много своего собственного, но мало "чужого", то есть им не хватает воспитания и образования, не хватает культуры. Культура создается личностью; но в то же время личность представляет собой продукт и плод культуры. Мы не понимаем, что вся наша жизнь, все, что мы называем цивилизацией, наукой, философией, искусством и политикой, создано личностью людей, то есть "чужим" элементом в них. Чужой элемент отличается от "собственного" в человеке; "чужое" можно потерять, изменить, убрать при помощи искусственных средств. Есть возможность экспериментально проверить отношение личности к сущности.  Посмотреть содержание тренинга по личностному росту вы можете здесь...  В восточных школах известны способы и средства, при помощи которых удается отделить личность человека от его сущности... Если при помощи одного из таких средств личность и сущность человека на протяжении некоторого времени будут разделены, в нем появятся как бы два существа, которые говорят разными голосами, имеют совершенно разные вкусы, цели и интересы, причем одно из этих существ часто остается на уровне маленького ребенка. Продолжая эксперимент далее, можно погрузить одно из этих существ в сон; или же можно начать эксперимент с погружения в сон личности или сущности... И случается так, что человек, полный всевозможных возвышенных идей, симпатий и антипатий, любви, ненависти, привязанностей, патриотизма, привычек, вкусов, желаний и убеждений, оказывается совершенно пустым, лишенным каких бы то ни было мыслей, чувств, убеждений и взглядов.  Посмотреть содержание тренинга по личностному росту вы можете здесь...  Все, что раньше волновало его, теперь оставляет совершенно безразличным. Иногда он видит искусственный и мнимый характер обычных своих настроений и громких слов, а иногда просто забывает о них, как будто их и не было. Вещи, ради которых он готов был пожертвовать своей жизнью, теперь представляются ему бессмысленными, смешными недостойными внимания. Все, что ему удается найти в себе, - это несколько инстинктов, наклонностей и вкусовых предпочтений. Он любит сладкое, любит тепло и не любит холода, ему неприятно мысль о работе; или же, наоборот, ему нравится идея физического движения. Это все! Иногда, хотя и очень редко, когда этого меньше всего ожидают, сущность человека оказывается вполне взрослой и развитой, даже в случае неразвитой личности; в данных обстоятельствах сущность объединяет все, что в человеке есть серьезного и подлинного. Но так бывает очень редко, как правило, сущность человека оказывается примитивной, дикой и детской или же просто глупой. Развитие сущности зависит от работы над собой.  Посмотреть содержание тренинга по личностному росту вы можете здесь...   
Очень важный момент в этой работе над собой наступает тогда, когда человек начинает делать подлинное различие между своей личностью и сущностью. Подлинное "я" человека, его индивидуальность, произрастает только из его сущности. Можно сказать, что индивидуальность человека - это его сущность, выросшая и зрелая. Но дать сущности возможность расти, необходимо прежде всего ослабить постоянное давление, которое оказывает на нее личность, потому что сопротивляется росту сущности именно личность. 
Если мы рассмотрим среднего культурного человека, то увидим, что в большинстве случаев его личность представляет в нем активный элемент, а сущность - пассивный. Внутренний рост человека не может начаться, пока этот порядок вещей остается неизменным.
  Посмотреть содержание тренинга по личностному росту вы можете здесь...  
Личность должна стать пассивной, а сущность - активной. Это может произойти только в том случае, когда устранены или ослаблены "буфера", ибо они - главное орудие, посредством которого личность удерживает сущность в подчинении. Как было сказано раньше, у менее культурных людей сущность более развита, чем у культурных людей. может показаться, что такие люди ближе стоят к возможности развития; но на деле это не так, ибо их личность недостаточно развита. 
Для внутреннего роста, для работы над собой необходима как известная сила сущности, так и определенное развитие личности. 
Личность состоит из "списков" и "буферов", связанных с определенной работой центров. Слабое развитие личности означает недостаток "списков", то есть недостаток знания, информации, материала, на котором должна основываться работа над собой. 
Без некоторого запаса знания, без определенного количества "чужого" материала человек не в состоянии начать работать над собой, не может изучать себя, не может бороться со своими механическими привычками - просто потому, что у него не будет причины, не будет понимания мотива такой работы.
  Посмотреть содержание тренинга по личностному росту вы можете здесь...   Это не означает, что для него закрыты все пути - остаются открытыми пути факира и монаха, которые не требуют интеллектуального развития. Но методы и средства, доступные для человека с развитым интеллектом, для него невозможны. Таким образом, эволюция в равной степени трудна и для культурного и для некультурного человека. Культурный человек живет в отдалении от природы и естественных условий существования, среди искусственной жизни; он развивает свою личность за счет сущности. 
Успешное начало работы над собой требует счастливого совпадения: равного развития личности и сущности. Такое совпадение гарантирует успех.  
Посмотреть содержание тренинга по личностному росту вы можете здесь...  Если сущность развита очень мало, потребуется долгий подготовительный период работы; а если сущность разрушена изнутри или в ней развиваются какие-то неисправимые недостатки, эта работа вообще будет бесплодной. Подобного рода условия встречаются довольно часто. Ненормальное развитие личности очень часто задерживает развитие сущности на столь ранней стадии, что сущность остается крохотной и бесформенной вещью; а какой прок от крохотной и бесформенной вещи? Кроме того, нередко случается, что сущность человека умирает, когда его личность и тело продолжают жить. Значительный процент людей, которых мы встречаем на улицах большого города, - это люди, пустые изнутри, то ест на самом деле уже мертвы. К счастью для нас, мы этого не видим и не знаем. Если бы мы знали, сколько вокруг нас мертвых людей, какое число мертвецов управляет нашей жизнью, мы сошли бы от ужаса с ума. И частенько люди и в самом деле теряют рассудок, узнав нечто подобное без соответствующей подготовки, увидев то, чего они не предполагали увидеть. Чтобы видеть истину, не подвергаясь опасности, надо быть на пути.  Посмотреть содержание тренинга по личностному росту вы можете здесь...   Если же человек, который не в состоянии ничего делать, увидит истину, он наверняка потеряет рассудок. Но это случается редко. Все устроено таким образом, что обычно человек ничего не может увидеть преждевременно. Личность видит только то, что ей нравится, только то, что не вмешивается в ее жизнь. Она никогда не видит того, что ей не нравится. Это одновременно и хорошо и плохо. Хорошо, если человек хочет спать; плохо, если он желает пробудиться... Посмотреть содержание тренинга по личностному росту вы можете здесь...
Сущность - это врожденное в человеке. Личность - это то, что он приобретает. Сущность - это то, что ему принадлежит. Личность - это то, что ему не принадлежит. Сущность не может быть утрачена, не может быть изменена или повреждена так легко, как личность. Личность же может быть изменена почти полностью с изменением обстоятельств; она может быть утрачена, ей можно легко нанести ущерб. пытаясь описать, что такое сущность, я должен прежде всего сказать о том, что это основа физического и умственного "строения" человека. 
Например, один - прирожденный моряк, а другой ненавидит море; один имеет музыкальный слух, а другой не имеет; у одного есть способности к языкам, а у другого нет. Все это - проявления сущности человека.
Личность же есть все, что усвоено тем или иным путем, то есть сознательно или бессознательно. В большинстве случаев "бессознательно" означает "путем подражания", которое фактически играет очень важную роль в формировании личности. Даже в инстинктивных функциях, которые, естественно, должны быть свободны от личности, обычно много так называемых приобретенных вкусов, то есть всякого рода искусственных привязанностей и антипатий, приобретенных путем подражания и воображения. 
Все эти искусственные "нравятся" и "не нравятся" играют весьма значительную и порой катастрофическую роль в жизни человека.  Посмотреть содержание тренинга по личностному росту вы можете здесь...  По своей природе он должен любить то, что хорошо для него, и не любить то, что плохо. Но так обстоит дело, только когда сущность господствует  над личностью, как и должно быть, если человек физически и психически здоров. Когда личность начинает доминировать  над сущностью или когда человек утрачивает свое природное здоровье, он начинает любить то, что для него плохо, и не любить того, что для него хорошо. Это связано с тем главным, что может быть ложным в отношениях сущностью и личностью. 
При нормальном положении вещей сущность должна доминировать над личностью - тогда эта личность может быть очень полезной. Но когда личность доминирует над сущностью, это приводит к разного рода искажениям. Но следует помнить, что личность также необходима для человека: он мог бы жить без личности, с одной только сущностью, но личность и сущность должны развиваться параллельно, не превалируя одна над другой. 
Случаи, когда сущность перерастает личность, больше характерны для необразованных людей. Эти так называемые простые люди могут быть очень хорошими и даже умными, но они не способны к развитию так, как люди с более развитой личностью. Случаи, когда личность перерастает сущность, очень  часто встречаются среди культурно развитых людей: в них сущность остается в подростковом, "полуразвитом" состоянии.   Посмотреть содержание тренинга по личностному росту вы можете здесь...
Это значит, что с быстрым и преждевременным развитием личности развитие сущности может практически остановиться в очень раннем возрасте, и в результате мы видим мужчин и женщин внешне вполне зрелых, а между тем их сущность такая же, как у 10-12-летних. 
Условия современной жизни весьма благоприятствуют такому недоразвитию сущности. Например, увлечение спортом, особенно играми, может очень резко остановить развитие сущности, иногда это происходит так рано, что дальнейшее развитие сущности становится уже невозможно. Таким образом, сущность не может быть рассмотрена как связанная только с физической конституцией в простейшем смысле этого слова. Для того чтобы яснее объяснить значение сущности, я должен снова вернуться к изучению функций...
На предыдущей лекции я говорил, что изучение человека начинается с изучения четырех функций: интеллектуальной, эмоциональной, двигательной и инстинктивной. Из обычной психологии и обычного мышления мы знаем, что интеллектуальная функция - мысли и т.п.  - контролируется или создается определенными центрами, мы называем их "ум", "интеллект", "мозг". И это вполне верно. Однако, чтобы быть совсем точным, мы должны понять, что другие функции тоже контролируются каждая своим "умом", или центром. Посмотреть содержание тренинга по личностному росту вы можете здесь...
Таким образом, с точки зрения системы есть четыре "ума", или центра, для контроля над нашими обычными действиями: интеллектуальный ум, эмоциональный ум, двигательный ум и инстинктивный ум. В дальнейших ссылках на них мы будем называть их центрами. Каждый центр вполне независим от других - с собственной сферой действий, энергией и характером развития. центры, их структура, свойства, сильные стороны и дефекты относятся к сущности. 
Их содержание, то есть все, что они приобретают, усваивают, связано с личностью... Как я уже говорил, личность так же необходима для развития человека, как и сущность, но она должна занимать правильное место. Это вряд ли возможно, потому что личность полна ложных понятий о самой себе. Она не хочет стать на свое место, потому что ее настоящее место вторично и подчиненно, она не хочет знать истину о себе, так как знание истины означало бы отказ от ложного превосходства и переход в подобающее ей подчиненное положение. Ложное соотношение сущности и личности определяет сегодняшнее дисгармоничное состояние человека. И выйти из этого дисгармоничного состояния он может только путем познания самого себя.  Посмотреть содержание тренинга по личностному росту вы можете здесь...
Познать себя - это было первой заповедью и первым требованием древних психологических школ. Мы еще помним эти слова, но утратили их значение. мы думаем, что знать себя - это значит знать свои особенности, желания, вкусы, особенности и намерения. В действительности же это означает знать себя как машину, то есть знать структуру своей машины - все ее части, функции этих частей, условия управления их работой и т.д. Мы понимаем в общих чертах, что не можем познать машину, не изучая ее. Мы должны помнить о необходимости познавать себя, изучая свои машины как машины. Это изучение происходит через самонаблюдение - нет другого пути, и никто не сделает за нас эту работу, только мы сами. Но для этого нам необходимо научиться наблюдать, то есть усвоить "технику" наблюдения: мы должны знать, что необходимо наблюдать все функции, отмечая различия между ними, помня о различных состояниях сознания, о нашем сне и о множестве "я" в нас.
Такие наблюдения очень скоро дадут результаты. Прежде всего человек заметит, что он не может беспристрастно наблюдать все, что находит в самом себе: что-то может ему понравиться, а что-то вызовет досаду, раздражение, даже ужаснет. А иначе и не может быть. Человек не может изучать себя как далекую звезду или как любопытное ископаемое. Вполне естественно, что ему будет нравиться в себе то, что помогает его развитию, и не нравиться то, что это развитие усложняет или даже делает невозможным.  Посмотреть содержание тренинга по личностному росту вы можете здесь...  В результате очень скоро после начала самонаблюдения человек станет различать в себе полезные и вредные черты - полезные и вредные с точки зрения возможностей самопознания, пробуждения, развития. Он увидит в себе то, что может стать в нем сознательным, и то, что таковым стать не может и от чего ему следует отказаться. 
Наблюдая за собой, он должен всегда помнить о том, что этот процесс наблюдения только первый шаг к его возможной эволюции. 
А теперь мы должны рассмотреть вредные стороны, которые человек находит в себе. Вообще, это все механические проявления. 
Первое, как уже говорилось, есть ложь. Ложь неизбежна в "механической" жизни. Никто не может ее избежать, и чем больше люди думают, что свободны от лжи, тем больше  ею опутаны. Жизнь как она есть , неотрывна от лжи. Но, рассмотренная с психологической стороны, ложь имеет иной смысл. Лгать - значит говорить о том, чего человек не знает и знать объективно не может, так, словно он это знает и знать в состоянии. Необходимо понимать, что я не говорю сейчас о лжи с точки зрения морали. Мы еще не подошли к вопросу о том, что само по себе хорошо и что плохо. Я имею в виду лишь то, что полезно и что вредно для самоизучения и саморазвития. Начав таким образом, человек очень быстро научается различать признаки, по которым он может узнать свои вредные свойства. Он также обнаруживает, что чем больше может контролировать то или иное свое свойство, тем менее вредным оно может стать, и что чем оно механичнее, тем более вероятности усиления его вреда.  Посмотреть содержание тренинга по личностному росту вы можете здесь...  Когда человек это понимает, он начинает бояться лжи, но не из соображения морали, а потому, что не может контролировать свою ложь, напротив, она сама держит под контролем его, то есть другие его функции.
Следующая опасная черта, которую человек находит в себе, - воображение. Занявшись самонаблюдением, он очень скоро обнаруживает, что главным препятствием для наблюдения является воображение. Он старается наблюдать за чем-нибудь в себе, а вместо этого в нем начинает работать воображение, и он забывает о наблюдении. Как следствие очень скоро он приходит к выводу о том, что люди весьма незаслуженно приписывают слову "воображение" значение творческой, или избирательной, способности. Он понимает, что воображение, в сущности, разрушительно, что он никогда не сможет контролировать его и что оно всегда уводит его в сторону от сознательных решений, туда, куда он не намеревался идти. Воображение почти так же вредно, как и ложь, оно фактически и есть самообман.  Посмотреть содержание тренинга по личностному росту вы можете здесь...  Человек начинает воображать для того, чтобы угодить самому себе, и очень скоро начинает верить в то, что вообразил, или, по крайней мере, верить частично. 
Затем - а иногда и до того - человек обнаруживает много очень опасных последствий выражения отрицательных эмоций. Термин "отрицательные эмоции" означает все эмоции агрессии и депрессии: жалость к себе, гнев, подозрение, страх, раздражение, скука, недоверие, ревность и т.п. Обычно люди полагают, что выражать отрицательные эмоции совершенно естественно и даже необходимо. Очень часто они называют подобную реакцию искренностью. Но конечно, это не имеет ничего общего с искренностью, на самом деле это просто признак слабости в человеке, свидетельство плохого характера и отсутствие сдержанности. Человек понимает это, когда пытается противостоять негативным эмоциям. Поступая так, он получает и другой урок: он осознает, что недостаточно наблюдать механические проявления, необходимо противостоять им, ибо, не борясь с ними, он не может их наблюдать.  Посмотреть содержание тренинга по личностному росту вы можете здесь...  Они возникают так быстро, привычно и незаметно, что человек не может их заметить, если не сделает достаточных усилий для того, чтобы помешать им проявиться. 
Следом за выражением отрицательных эмоций человек замечает в себе или в других людях еще одну любопытную механическую черту. Это болтовня. В том, что человек разговаривает, нет никакого вреда. Но у некоторых людей, особенно у тех, которые меньше всего это замечают, болтовня действительно становится пороком. Они разговариваю непрерывно, где бы ни находились и чтобы ни делали: и во время работы, и в дороге, и даже во сне. Если есть с кем говорить, они говорят не переставая, равно как и если говорить не с кем - тогда они говорят сами с собой. За этой склонностью также необходимо не только наблюдать, но и противиться ей насколько возможно. Не борясь с болтовней, человек не может заниматься наблюдением, а если ему это и удается, то все результаты немедленно испарятся в болтовне. Посмотреть содержание тренинга по личностному росту вы можете здесь...
Трудности, с которыми человек сталкивается при наблюдении этих четырех проявлений - лжи, воображения, выражения отрицательных эмоций и болтовни, - покажут человеку его полную механистичность и невозможность с этой механистичностью самостоятельно, то есть без нового знания и без действительного руководства. 
Даже если человек получит определенную информацию, он, предоставленный сам себе, он снова "заснет", и его нужно будет постоянно "будить". Это "засыпание" имеет специфические черты, неизвестные традиционной психологии, по крайней мере, они не фигурируют в относящихся к ней материалах. Эти черты, нуждаются в особом изучении. их две. Посмотреть содержание тренинга по личностному росту вы можете здесь...
Первая - отождествление. Это любопытное состояние, в котором человек проводит больше своей жизни. Он отождествляет себя со всем: с тем, что говорит и что чувствует, во что верит и во что не верит, чего он желает и чего не желает, что его привлекает и что отталкивает. Это состояние полностью овладевает им, он не способен обделить себя от идеи, чувства или объекта, которыми поглощен. Это значит, что, отождествив себя с чем-нибудь, человек не может отстраненно смотреть на объект своего отождествления. Между тем трудно найти хоть какую-нибудь, даже самую малую, вещь, с которой человеку было несвойственно отождествлять себя. В то же время в состоянии отождествления человек меньше, чем в любом другом состоянии, контролирует свои механические реакции. Что касается лжи, фантазии, выражения отрицательных эмоций и постоянной болтовни, то они нуждаются в отождествлении, не могут существовать без него. Таким образом, если человеку удастся освободиться от отождествления, он, как следствие, сможет освободиться от многих бесполезных и глупых свойств. Отождествление, его смысл, причины и результаты, чрезвычайно хорошо описано в книге "Добротолюбие"... Но в современной психологии нет и следа его понимания, это совершенно забытое "психологическое открытие". Посмотреть содержание тренинга по личностному росту вы можете здесь...
Второе "усыпляющее" состояние, родственное отождествлению, - это учитывание. Фактически учитывание - это отождествление с другими людьми. Это состояние, в котором человек постоянно озабочен мыслями о том, что другие люди думают о нем, отдают ли они ему должное, достаточно ли восхищаются им и т.д. Учитывание играет очень важную роль в жизни каждого человека, но у некоторых людей оно становится одержимостью. Вся их жизнь наполнена учитыванием, то есть озабоченностью, сомнением, подозрением, и не остается места для чего-нибудь другого. Мифы о комплексе неполноценности и других комплексах являются плодами смутно угадываемых и непонятых феноменов отождествления и учитывания. И отождествление, и учитывание необходимо очень серьезно наблюдать. Бороться с ними можно только при полном знании о них. Если человек не в состоянии распознать их в себе, он может очень легко увидеть их в других. Но он должен помнить, что ничем от этих других не отличается. В данном смысле все люди равны. Возвращаясь к тому, что было сказано, нам нужно яснее понять, с чего должно начаться развитие человека и каким образом самоизучение может помочь этому.   Посмотреть содержание тренинга по личностному росту вы можете здесь... С самого начала мы сталкиваемся с трудностями в нашем языке. Например, мы хотим говорить о человеке с точки зрения его развития. Но слово "человек" в обычном языке не допускает каких-либо вариаций или градаций. Человек, не обладающий сознанием и не подозревающий об этом, человек, который стремится стать сознательным, человек, который обладает полным сознанием, - в нашем языке все одно и тоже. В каждом случае это "человек". Для того чтобы обойти эту трудность и помочь ученику с классификацией его новых идей, система делит понятие "человек" на семь категорий. Посмотреть содержание тренинга по личностному росту вы можете здесь...
Первые три категории существуют практически на одном и том же уровне.
Человек № 1: в нем двигательный и инстинктивный центры преобладают над интеллектуальным и эмоциональным, то есть физический человек.
Человек № 2: в нем эмоциональный центр преобладает над интеллектуальным, двигательным и инстинктивным - это эмоциональный человек.
Человек № 3: В нем интеллектуальный центр преобладает над эмоциональным, двигательным и инстинктивным - это интеллектуальный человек.
В обычной жизни мы встречаемся только с этими категориями людей. Каждый из нас и все, кого мы знаем, являются людьми № 1, или № 2, или № 3. Существуют более высокие категории людей, но они не бывают врожденными. Человек от рождения может принадлежать лишь категории № 1, № 2 или № 3, а высших категорий может достичь только с помощью школы.  Посмотреть содержание тренинга по личностному росту вы можете здесь...
Человек № 4 не рождается таковым. Его становление обусловила школьная культура. От людей № 1, № 2 и № 3 он отличается знанием самого себя, пониманием своего положения и, выражаясь технически, обретением постоянного центра тяжести. Это последнее означает, что достижение единства, самосознание, постоянное "я" и воля - иными словами, идея развития уже стала для него более важной, чем другие интересы. К характеристике человека № 4 следует добавить еще то, что все его функции и центры более уравновешены, чего невозможно достичь самому, без знания принципов и методов, предлагаемых школой.
Человек № 5 - это человек, который достиг единства и самосознания. От обычного человека он отличается тем, что в нем уже работает один из высших центров и он обладает множеством функций и способностей, которыми люди № 1, № 2 и № 3 не обладают.
Человек № 6 : - это человек, который обладает объективным сознанием. В нем работает другой, высший центр. Он обладает многими новыми способностями и свойствами, которые находятся за пределами понимания обычного человека.
Человек № 7 - это человек, который достиг всего, что объективно доступно людям. Он обладает постоянным "я2 и свободной волей. Он может контролировать все состояния своего сознания и уже не может утратить ничего их того, что приобрел. Согласно другим описаниям, он бессмертен в пределах Солнечной системы.
Понимание этого деления людей на семь категорий очень важно, ибо это деление имеет множество применений в самых различных способах изучения человеческой деятельности. Оно дает в руки тех, кто его понимает, очень сильный и тонкий инструмент, орудие для определения явлений, которые без него определить невозможно."